Философские идеи современных феноменов японской культуры – аниме и др.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Философские идеи современных феноменов японской культуры – аниме и манга
Эта статья посвящена таким явлениям японской культуры, как манга и аниме.

Страница: 1/9

«Думать, что правда (синдзицу) хорошо,
а вымысел (усо) — плохо,
значит, не понимать перемен,
происходящих в мире».
Сико

Актуальность этой работы заключается в том, что на данном этапе развития, эти виды искусства являются феноменами всей мировой культуры. Почитатели этих видов искусств есть во всех государствах.

В этой работе будут вкратце рассмотрены те философские идеи, которые бытуют на данный момент, в аниме и манга. Мы попытаемся проследить истоки этих идей и сравнить с западными философскими учениями. Это попытка - в который раз доказать, что взаимодействие в любом его виде, может давать жизнь воистину потрясающим шедеврам.

Из названия статьи ясно, что речь пойдет о вещах противоречивых, которые могут исключать философию, но в то же время могут заключать в себе особое философское составляющее - анимеизм[1] . Этот новый термин вводится нами для того, чтобы показать всю значимость явления, наблюдаемого на данном этапе истории, явления становления новой философской школы.

Анимеизм – течение в философской мысли, ещё не окончательно оформившееся, главными отличительными признаками являются:
1. сочетание философских идей Запада и Востока;
2. использование различных религиозных концепций;
3. использование различных политических доктрин, теорий;
4. попытки реабилитировать, пересмотреть или развенчать те доктрины, которые оставили заметный след в истории;
5. в качестве формы предоставления информации используется аниме и манга, преимущественно японского производства;
6. отражение различных фактов, как мировой, так и национальной истории;
7. попытка разрешить проблемы, которые грозят человечеству в будущем (например – экологические, глобальное потепление, истощение полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды);
8. попытка разрешить проблемы социальные, политические, построение новых политических теорий об идеальном государстве.

Мы можем выделить некоторые черты присущие японской философии в целом: во-первых, это латентный характер, во-вторых - недосказанность, своеобразное «молчание».

Здесь можно сослаться на Т.Григорьеву высказавшую в своей работе «Мурамацу, верящий в Россию» такие мысли:

«Хайку рождаются в полной тишине, в состоянии концентрации духа, когда забываешь о себе. И опять вспоминается Судзуки: «Все вещи появляются из неведомой бездны тайны, и через каждую из них мы можем заглянуть в эту бездну... Когда же чувства достигают высшей точки, мы замолкаем... Художник Дзэн двумя-тремя словами или двумя-тремя ударами кисти выскажет свои чувства. Если он выскажет их слишком полно, не останется места для намека, а именно в намеке заключена вся тайна японского искусства». О, это целая философия, или мировоззренческая установка на небытийность сущего. Небытие соотносится с Бытием, как целое с частью. Всё уже есть, и не надо мудрствовать, изобретать теории, правила, нужно лишь довериться потоку Естественности или Самоестественности, и все само собой будет свершаться. И то, что будет свершаться, будет напоминать о прекрасном, ибо в основе всего лежит Красота. Потому хайку ненарочито, ненавязчиво. Это всегда прикасание к тому, что невидимо и трепетно, не терпит вторжения. Хайку появляются, когда ум свободен от самого себя, в состоянии муга («не-я»), мусин («не-мышления», «не-умствования»). Тогда и просыпается истинный человек, в котором все истинно, — и ум, и чувство, не посягающие на истинность другого»[2].

0

2

Страница: 2/9

«Мировоззрение японцев не могло не сказаться на их подходе к творчеству: намек, недосказанность становится законом искусства. Истина непознаваема, но проницаема для сосредоточенного взгляда, для «сверх-чувства» (ёдзё), т.е. чувство достигает той точки, где раздвигаются границы пространства и времени и человек ощущает себя парящим, как птица в небе. Слово ёдзё очень важно для понимания художественного мышления японцев. Его переводят как суггестивность, эмоциональный отклик, но в нашем языке, пожалуй, нет аналога. Это универсальность Чувства, позволяющего пережить всеродство сущего.» [3]

Ещё можно было бы отметить одну особенность всего жизненного уклада японцев, это – графическое изображение (ведь даже язык, представляет собой иероглифическое письмо). Все, что формирует культурное наследие японцев, отмечают некоторые исследователи, основано на особом восприятии японцами окружающего мира[4], например манга (японские комиксы) разбита на кадры, как кинофильм и то, что в европейских комиксах получает обширное описание, в манга может быть выражено какой-то едва уловимой чертой, например поднятая бровь или же, если художник стремится показать атмосферу, то он может использовать какие либо звуки (звуки впервые начали графически изображать именно в манга). Если же рассматривать японскую литературу, то мы увидим, что во многих книгах развязки по сути дела и нет, конечно, она показана, но остаются невысказанными самые главные мысли и это заставляет читателя думать, размышлять и самому находить ответы на вопросы, поставленные автором.

С другой стороны эта «скрытность» немного вредит более широкому распространению японской литературы в других государствах, в которых люди привыкли к четкости и лаконичности в изложении мыслей и суждений.

Но несмотря ни на различие в мировоззрение, ни на культуру и традиции, происходит взаимовлияние и взаимовбирание между Востоком и Западом, в том числе и в философии, которая связана (в Японии) с различными видами искусств, религией и литературой, например Мицуёси Нумано в одном из своих выступлений «Не только гейша и самурай» рассказывает о лакуне между классикой и современностью в японской литературе, он надеется, что она будет заполнена для иностранных, в том числе и русских, любителей японской литературы, он говорит:

«Даже после перестройки, после того, как были сняты идеологические запреты, в русском переводе появилось мало новых современных японских писателей, перечень которых не может быть очень длинным. Точнее, их только два: это Юкио Мисима, которого многие из Вас, наверное, читали в блестящем переводе Григория Чхартишвили, и автор романа "Охота на овец" Харуки Мураками, (в переводе Дмитрия Коваленина), пользующийся сейчас большой популярностью в России. Но Мисимы нет в живых уже 30 лет, и он теперь классик, а что касается Мураками - хотя он действительно один из самых читаемых писателей современной Японии, он никак не может один представить широкое полотно современной японской литературы. То же самое можно, конечно, сказать о современной русской литературе. Если кто-нибудь из зарубежных русистов-полузнаек скажет, что современная русская литература исчерпывается одним Бродским или Пелевиным, Вам останется, наверное, только снисходительно усмехнуться.».

Мы полностью согласны с этим, потому что до сих пор мы испытываем некоторые затруднения при поиске оригинальной информации, посвященной Японии, а поиск аниме и манга стал возможен только при развитии INTERNET’a.

Как нам кажется, более глубокое и осмысленное понимание культур различных этносов могло бы стать решающим фактором при создании дружественных межэтнических контактов. Аниме и манга могут не только сблизить Россию и Японию, но и научить граждан этих стран с большим терпением относиться к представителям других этнических групп.

Введение

Вопросы бытия, жизни и смерти, сущности блага и любви, ненависти, добра и зла, будущего человечества, влияния судьбы и прошлого на будущее, одиночества, эскапизма в разных культурах люди пытались дать им определения, они пытались понять их значение, разрешить их, попытаться осознать свое предназначение. Япония многое вобрала из культуры Китая, в том числе и философию. Это нашло свое отражение в буддизме, дзен-буддизме и мировоззрение о пути воина (бусидо). Впоследствии они развивались, вбирая в себя все новые элементы национальной японской культуры, трансформируясь или сливаясь, но всегда двигаясь вперед. Философия – любовь к мудрости, и истинный философ тот, кто учится всю жизнь, не останавливаясь на достигнутом.

Японцы хорошие ученики, на протяжении всей своей истории они не просто вбирали какие-либо достижения, они трансформировали их, переделывали на свой лад, делали понятными и привычными для самих себя. Так они действуют и сейчас, не забывая о своих традициях, они и не отстают от научно-технического прогресса, даже выходят вперед. Научно-технический прогресс позволяет находить новые средства для транслирования идеологии, философских воззрений, научных идей и т.д. современные средства разнообразны, одним из способов влияния на социализацию личности является, учитывая национальные особенности Японии, манга. Самая популярная манга впоследствии экранизируется, сначала «живую» манга называли манга-эйга, теперь аниме.

0

3

В аниме и манга используется много философских идей различных эпох, стран, школ и направлений... Они могут быть изменены, трансформированы или соединены с чем-то абсолютно противоположным (например, аниме Haibane Renmei (Альянс Серокрылых) – вобрал в себя католические и буддистские философские выкладки). Почти все аниме и манга обладают своей собственной космологией, космогонией, онтологией и гносеологией, в большей или меньшей степени.

Космогония и Космология

Аниме и манга сочетают в своих космогонических и космологических учениях чаще всего сочетание христианской и буддийской философии. Иногда они разбавляются оккультными учениями о Шамбале и Каббале, а также учениями о множественности миров[5] и МНОГОМИРОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ[6] в копенгагенской интерпретации (напр., аниме «NOEIN»)

Космологию Каббалы используют в таких аниме и манга, как Neon Genesis Evangelion, Neon Genesis Evangelion – Death & rebirth, Neon Genesis Evangelion – The end of Evangelione. Отсылки к ней можно найти в Rah-Xephon, Rah-Xephon – Memories, Wolf’s rain, Angel Sanctuary (Tenshi Kinryouku).

В аниме «Full Metal Alchemist The movie – Conqueror of Shambala», большое значение уделяется Шамбале и очень оригинально интерпретируется геополитическая концепция Карла Хаусхофера, в которой, как известно, говорилось о создании блока Берлин-Москва-Токио, в аниме же цель совсем другая, Шамбалой считают тот мир, из которого пришли главные герои - братья Элрики в наш. Последователи Гитлера в аниме пытаются найти путь в Шамбалу и находят, они отправляют туда людей, чтобы завоевать её, получить великую силу для возрождения Германии, но они не взяли в расчет тот факт, что Шамбала братьев Элриков, это не та Шамбала, которую они искали, там так же существуют войны, горе, боль, страдания и смерть, мир Элриков – параллелен нашему миру, он отличается только технологиями, они развивались совсем по-другому, главное место среди них принадлежит алхимии, когда как в нашем мире развитие шло в сторону технических изобретений.

Может ли демон быть святым?
Влияние учения об Инь и Ян и Буддизма на анимеизм.

Apage, Satanas![7]

В аниме и манга мы можем проследить особое отношение ко злу. Во многом такое гуманистическое отношение сформировалось благодаря учению об Инь и Ян.

Во многих аниме и манга используется эта двойственность. И как из одного из законов Гегеля, закона единства и борьбы противоположностей, вытекает, что «А» не равно «не А», но в то же время равно «не А», так и здесь оказывается, что добро не есть зло и в то же время добро может стать злом, а зло может превратиться в добро.

Это отражено во многих аниме, самым же ярким примером является Chrno Crusade[8]. В этом аниме и манга рассказывается о демоне, сражающимся рука об руку с католической церковью против демона, который решил устроить свой апокалипсис, который решил стать богом.

Нужно отметить, что в этом аниме используется сращивание буддизма с христианством. Всемогущий Бог, Мария Магдалина и в тоже время поток душ – астральные линии, куда приходят души умерших людей и откуда они уходят для возрождения в новой жизни. Главная героиня – Розетта Кристофер – наделена силой Марии Магдалины, она отмечена стигматами, но она и не подозревает о своей силе, она занята другим. Розетта ищет своего брата - Joshua, похищенного демоном Аионом[9].

До Розетты была другая Мария Магдалина, век за веком бог даровал силы этих великих обычным людям, принося им жестокие страдания. Их всегда использовали, а использовав выкидывали как ненужный мусор. Так случилось в конце аниме, когда практически все апостолы были убиты после пробуждения Магдалины. В живых оставили брата Розетты Joshua и Азмарию.

С именем Joshua у любого человека, читавшего «Мастер и Маргариту», могут возникнуть ассоциации с Иешуа-Га-Ноцри, к тому же в англоязычных библейских текстах это имя обозначает Иисуса Христа. Но утверждать, что Joshua и Иисус – это один и тот же человек мы не можем, потому что есть другое существо, претендующее на роль Иисуса Христа – грешник, отступник Chrno. Chrno – демон, но этот демон отличен от тех, которые может нарисовать вам ваше воображение. Этот демон был тем, кто участвовал в революции и помог убить Аиону Пандеймониума (Pandemonium). Вскоре после этого он повстречал и похитил первую Марию Магдалину, она помогла ему осознать, что Аион всего лишь использовал его силу ради достижения своей цели, он искусил его, как вы помните, Иисуса тоже пытался искусить дьявол. Chrno не смог справиться с искушением, но впоследствии он не подчинился Аиону, когда тот приказал ему убить Марию, он спас её и потерял рога. Рога являются для демонов в этом аниме источником силы, которую они черпают из астральных линий. И тогда Мария заключила с ним договор, она отдавала ему свою жизнь в обмен на продление его. Раньше Chrno не понимал значения людей, он не понимал смысла их существования, но, повстречавшись с Розеттой, он изменил свое мнение о людях, он стал двойным отступником, он предал и Пандеймониума, Аиона и бога, он выбрал людей. Розетта, как и первая Мария Магдалина, заключила договор с Chrno, отдала ему свою жизнь. Если их приключения начинаются в деревне, продолжаются в Нью-Йорке, то заканчиваются они в Сан-Франциско. Вход господень в Иерусалим мы могли бы сопоставить со входом Chrno в Сан-Франциско, и с гонениями, которые впоследствии этот город воздал ему за свое разрушение. Как видим, в нашем сознании формируется не образ злодея, а скорее образ запутавшегося человека, всеми силами, пытающегося выбраться на свет божий, несущего свой крест, который может быть поможет ему впоследствии преодолеть пропасть между адом и раем. Розетта и Chrno выбирают людей, им не нужна чья-либо власть, свобода вот чего они желают…, но все же договор есть договор, и Розетта умирает, вместе с Chrno. Конечно, до своей смерти им удалось «уничтожить» Аиона.

0

4

В конце мы видим ангела, отказавшегося от Бога, ангела, отказавшегося от его самоуправства, он приходит в Рим, в Ватикан и встречает там … Он встречает там Аиона. Потому что Аион – демон желаний, он будет существовать до тех пор, пока будут существовать людские желания, его нельзя уничтожить, потому что человек не в состоянии уничтожить своих желаний.

Joshua и Азмария – копии Chrno и Розетты, Chrno в какой-то степени был сыном бога, который восстал против своего отца, но богу не нужны игрушки, обладающие собственной волей, поэтому находится другой человек со стигматами, поэтому найдется и другой сын.

Но надежда все-таки теплится, мельчайшая из мельчайших, это вера Розетты и Chrno, их вера в человечество.

И эту надежду мы можем сопоставить с учением Ницше о сверхчеловеке, со «стрелой тоски по другому берегу» (с)[10] .

Кроме этого с помощью учения об Инь и Ян, аниме и манга пытаются разрешить внутреннее противостояние добра и зла в человеческой душе. С помощью этого философского учения отображается двойственность человеческой натуры, возможность существования двух сущностей, двух противоположных начал в одном теле.

В качестве примера мы можем привести такие аниме и манга, как: Angel Sanctuary, Chobits, Elfen Lied, Fruits Basket, Full Metall Panic!, Jubei Chan, Mirage of blaze, Ayashi no Ceres, Noir, Rah-Xephon, Rurouni Kenshin, Samurai Deeper Kyo, D.N. Angel…

Во всех этих фильмах в одном человеке, либо роботе или демоне, живет сразу две души, вопрос ставится для этого существа такой: «Что же ты выберешь, добро или зло», редко существо избирает один из возможных путей, чаще всего вопрос решается в русле учения об Инь и Ян. Существо выбирает и то, и другое – гармонию. Либо же оно, это существо, распадается сразу на двух, разных и отличных друг от друга во всем, имеющих разные души и формы, представляющих разных существ…

С выбором пути появляется и ответственность за взятые на себя обязательства, большую роль здесь играет особое отношение японцев к долгу. Во многом оно сформировалось благодаря клановому мировоззрению и культу почитания родителей и умерших.

Так в аниме Mirage of blaze, созданном по романам Кувабары Мизуны, говорится о мстительных духах прошлого, что лучший путь для упокоения этих душ состоит в видении прошлого в истинном свете, в правильном понимании того, что двигало людьми, жившими до нас. А ещё воплотить в настоящем то, о чем они грезили в прошлом. Это лучший способ отдать должное тем людям. Но в то же время настоящее является истинной ценностью, даже если раньше человек мог отдать свою жизнь ради клана, то теперь у него появился выбор, который он должен делать самостоятельно, без чьей-либо помощи, его не нужно подталкивать к решению, его не нужно жалеть, ему не нужно советовать, свободный истинно сам решает.

Учение об Инь и Ян помогает героям аниме и манга преодолеть страх перед смертью. Смерть не обязательно зло, для кого-то она является избавлением от страданий, например Химура Кеншин из аниме Rurouni Kenshin говорит: «Наконец-то я отдохну» (с), другое понимание смерти в аниме Noein: «Даже, если нас убьют, мы можем притвориться, что этого не было» (с) и совсем другое в Boogie Pop Phantom: «настоящая смерть – это привилегия для тех, кто ещё не родился. Однажды родившись, ты никогда не сможешь познать покоя в жизни» (с). С одной стороны смерть это благо, но с другой – расплата за совершенные грехи, кара небесная. Даже святая может умереть, даже демон может остаться в живых, если это демон грешных людских желаний, ведь он будет жить, покуда будут существовать люди, сколько его не убивай все равно, результат достигнут не будет.

В аниме Stormy Night главными героями являются волк и козленок, и их неестественная дружба является главной идеей, это ещё одно доказательство того, что в нашем безумном мире может существовать все что угодно, и даже волк может пожертвовать свою жизнь козленку, а козленок может не задумываясь кинуться на встречу смерти, только ради спасения своего друга. Какими бы мы не были разными, общий язык и интересы мы можем найти всегда. И когда они ставят вопрос, о том, кто кому будет жертвовать свою жизнь, всеми способами пытаются уговорить друг друга в своей полезности:

« - Жизнь когда-нибудь всё равно закончится.
-Но наша встреча и дни, которые мы провели вместе... Они не исчезнут просто так.
-Так ведь?
-Ты прав.
-Разница лишь в том, что у одних длиннее, у других короче».

0

5

***

Буддийское влияние прослеживается и в интерпретации судьбы, а точнее борьбы с ней, даже, если эта судьба предрешена богами, все равно нужно идти вперед, а не слепо следовать чьим-то указаниям и стечению обстоятельств: борьба может выражаться в нежелании использования какого-то особенного дара (напр., Синджи Икари из «Neon Genesis Evangelion», Уэсуги Кагетора из «Mirage of Blaze»), но борьба может быть совсем другой, как в FullMetal Alchemist – два брата попытались воскресить мать с помощью алхимии, в Vision of Escaflowne лорд Фолкен предал своего брата и родину отдал на разорение врагам, только, чтобы избежать своей судьбы.

Наиболее полно конфликт героя и его судьбы отражен в аниме и манга, принадлежащим «перу» группы CLAMP - “X”. В этом аниме красной нитью по всему сюжету проходит одна мысль: “The Future is no yet decided.” (Будущее не определено (англ.)). В аниме «Х» для Земли существует два возможных будущих: либо уничтожение всего человечества и жизнь природы, либо уничтожение природы и дальнейшая жизнь человечества. Два будущих представляют два избранных человека, два КАМУИ, один из них дракон небес, другой дракон земли. Но конфликт состоит ещё и в том, что они были друзьями, до того как выбрали свою судьбу, ибо если Камуи Широ выбирает какое-то из будущих, то его друг Фума (второй Камуи) автоматически получает вторую судьбу. Фума забывает о дружбе, а вот Камуи помнит, и все-таки находит способ обвести свою судьбу вокруг пальца: он умирает, но спасает Фуму, который отказывается от уничтожения человечества во благо природы.

Просветление, в буддизме, возможно только при отказе от своих желаний. Но, кроме идеи просветления, аниме содержат идею о Сансаре и Нирване, причем круг Сансары не всегда может быть разорван, так, например, в аниме и манга «Wolf’s Rain»[11]. В одной из серий утверждается, что планета проходит одни и те же циклы: смерь и рождение, а между ними рай, отсюда следует логический вывод, что жизнь и есть рай, а стремление к раю – жизнь. Фильм начинается с того, что белый волк идет вперед в поисках рая, этим он и заканчивается. Круг замкнулся: волки возродились, чтобы снова найти рай; Лунный цветок вновь распустился, чтобы снова стать ключом к раю.

Кроме этого буддийского веяния, в аниме «Wolf’s Rain» можно найти и христианскую философию, например, Книгу Красной Луны можно назвать своеобразной библией. В ней говорится о волках, о том, что они не порождение тьмы и они единственные, кто знает дорогу в рай. И, если у Анаксимандра люди произошли от лошадей, то здесь волки породили людей, слепив их из различных частей своего тела.

Отрывок из Библии[12], повествующий о создании женщины можно сравнить с созданием волков, которых так же сотворил некий Высший разум, отправивший их, навести порядок на земле.

С христианских позиций создатели аниме пытаются объяснить соотношение Человек - Бог, и разрешить вопрос: может ли человек быть творцом. Это видно по их отношению к различного вида киборгам и гомункулам: с одной стороны они отмечают греховную сущность этого создания, но с другой они возлагают ответственность за жизнь этого создания на человека. В то же время с синтоистских позиций, наделяя все предметы душой, киборгам также даруется сознание – душа. Это противостояние открыто в таких аниме, как Chobits, Ghost in the Shell, Armitage III PolyMatrix, HalfMan, Metropolis, Serial Experiments Lain, Wolf’s Rain, FullMetal Alchemist, Appleseed, Blue Submarine #6, Elfen Lied, …

Может не все из главных героев этих рассказов являются машинами, но факт человеческого творчества, позволяет утверждать, что они - своеобразные машины. Они имеют разные формы: человеческая плоть, искусный механизм, клон, гомункул, робот, программа,… но все ли они обладают душой? Авторы отвечают утвердительно, у любого существа есть душа, даже существа созданного человеком, те же самые гомункулы из фильмов Wolf’s Rain, Full Metal Alchemist, несмотря на их сомнения в существовании души, ею все же обладали, иначе, как объяснить желание смерти? Только существо, осознающее своё существование, в данном случае ненужность своего существования, может желать, как ни ругают люди желания, все-таки они являются одним из факторов, с помощью которого человек может определить себя, найти себя, познать самого себя!

Рене Декарт сказал: «Cogito ergo sum», эти слова помогают доказать авторам существование души и в то же время авторы вопрошают к людям, а нужно ли было создавать их, всех этих роботов и гомункулов? Эта мысль перекликается с рассказом Рюноцке Акутагавы «В стране водяных», где неродившегося каппу спрашивают: хочешь ли ты появиться на свет? Хочешь ли ты жить? Киборгов никто не спрашивал, их просто создали, но кто наделил их душой? Не бог ли, или может быть, душа сама зарождается в каком бы то ни было существе, будь то человек или робот?

Ответа нам не дают на этот вопрос, все зависит от системы ценностей зрителя, он сам решает откуда она появилась, эта душа, но неизменно одно она действительно существует. Робот может отдать свою жизнь человеку или человек может отдать свою жизнь роботу, так в аниме Chobits роботами являются персокомы – персональные компьютеры, облаченные в человеческую личину, они выполняют много функций, а есть и такие, чья мощность превышает те мегагерцы возможные в наши дни, в нашем мире. Главная героиня – персоком по имени Чии, самый мощный во всем мире из серии Chobits, в какой-то мере опасен как для человека, так и для персокомов, она должна запустить программу, которая подарит души всем персокомам, но это доставит проблемы и творцам и творениям. Человек больше не сможет безнаказанно издеваться над персокомом, а персоком не сможет терпеть, нужно отметить, что саму Чии выкинули на помойку, где её и нашел главный герой – Хидеки Мотосува. Несмотря на такое обращение у Чии не возникает желания мстить людям, напротив она помогает им найти себя, понять и решить какие-то проблемы, она является тем фактором, который кардинально меняет жизнь многих, окружающих её людей и в первую очередь Хидеки, он сам не понял, когда полюбил её, а, полюбив, долго мучался вопросом - может ли человек и робот быть вместе, так же как в аниме Tactics, только там вместо робота демон, дух, тенгу или они[13], как там, так и здесь вопрос решается утвердительно, не важно кто ты: демон, святой, человек или машина, главное, что у тебя есть душа, именно она является определяющим фактором и духовное общение ставится на первое место, ему отдана первая скрипка, оно – краеугольный камень, основание межличностных отношений.

0

6

Но в некоторых фильмах существование гомункулов является доказательством греховности человека. Так, создавая гомункула. Воскрешая близкого человека, люди не задумывались, что это будет уже совсем другое существо, может быть, и стой же внешностью, но внутри оно будет совершенно другим. В аниме Full Metal Alchemist практически все гомункулы умирают, кроме нескольких, выбравших жизнь, но остальные умирают от людского равнодушия или от осознания того, что являлись игрушками в руках людей. Своим существованием они отрицают естественные законы бытия, так в одной из музыкальных тем – песне «Братья», исполненной хором Вера, отражена основная идея фильма.

Братья

Прости меня, младший брат!
Я так пред тобой виноват.
Пытаться вернуть нельзя
Того, что взяла земля.

Кто знает закон Бытия,
Помог бы и мне найти ответ.
Жестоко ошибся я:
От смерти лекарства нет.

Милая мама! Нежная!
Мы так любили тебя.
Но все наши силы
Потрачены были зря.

Тебя соблазнил я
Прекрасной надеждой
Вернуть наш семейный очаг.
Мой брат, я во всем виноват.

Не плачь, не печалься, старший брат!
Не ты один виноват.
Дорога у нас одна,
Искупим вину до дна.

Мне не в чем тебя упрекнуть,
И я не обижен ничуть.
Тяжек, наш грех
Хотеть быть сильнее всех.

Милая мама! Нежная!
Мы так любили тебя.
Но все наши силы
Потрачены были зря.

Я сам соблазнился
Прекрасной надеждой
Вернуть наш семейный очаг.
Я сам во всем виноват.

Но что же нам делать, как быть?
Как все исправить, забыть?
Пытаться вернуть нельзя,
Того, что взяла земля.

Кроме этого большое значение в аниме придают современной философии, которая выражена в жанре киберпанка, как пишет А. Суворкин:

«Фактически одновременно с американской революцией в научно-фантастической литературе киберпанк пустил свои корни в Японии. Но воплотился он не в книгах, а в десятках томов популярной манги и множестве аниме. Увидев в киберпанке прогноз развития окружающего их техногенного общества, японские художники и аниматоры приняли активное участие в конструировании модели реальности, привнося в эти модели огромную толику этико-философских проблем. Демиургом японского киберпанка принято считать художника Масамунэ Сиро и его мангу «Группа: “Доспех”» (“Kokaky Kidontai”). Антиутопический мир будущего, в котором «правит бал» искусственный разум компьютеров, получился у Сиро не менее впечатляющим, чем психоделическая атмосфера гибсоновского «Нейроманта». А его графическая новелла «Семя яблока», перекликаясь с «Прозрачностью зла» (глава «Ксерокс и бесконечность») Жана Бодрийяра, исследует постепенное исчезновение границ между человеком и порожденными им технологиями. В 1996 году Мамору вольно экранизирует мангу Сиро Масамуре «Отряд: Доспех» и снимает самый красивый и технически совершенный анимефильм в истории японской анимации — «Призрак в доспехах». Своим произведением Мамору поставил под сомнение существование человека в изменчивом мире информационных технологий. Квинтэссенция киберэскапизма и философии постмодерна».

Онтология

В основе анимеизма лежит чисто восточное объяснение мира и его возникновения. Даосизм является платформой для объяснения соотношения сознания и материи, и их первичности. Если же аниме основано на христианской философии, то, следовательно, и учение о бытии объясняется с христианских позиций, все зависит от содержания.

Гносеология

Учение о познании в аниме и манга включает в себя, прежде всего самопознание и самоопределение. Если действовать по принципу – Познай самого себя – то, есть вероятность, что на человека сойдет просветление и он сможет понять окружающий его мир и сущность этого мира.

Очень часто в аниме и манга мировоззрение героев проходит через трансформацию, которая заключается в переходе от коллективистского мировоззрения к индивидуалистскому. В доказательство этому можно привести множество примеров, порой доходящих до абсурда и не соответствующих историческим фактам, например в аниме Samurai Deeper Kyo события происходят после битвы при Секигахаре и самураи того времени, которым свойственно было: преданность клану, умаление своих желаний в пользу клана, выполнение любых приказов, исходящих от главы кланы; уходили из клана и пытались построить свою жизнь сами, не участвуя в каких-либо политических интригах, направленных на захват власти, они ставили свои интересы против интересов кланов, вот как современные японцы представляют своих предков. Там говорится: «Без веры в свои силы никто не станет сильным».

Но... несмотря на все эти индивидуалистические тенденции, японцы осознают и важность человеческого общения: «Плохо когда не можешь выразить себя, но ещё хуже, когда тебя некому выслушать»(Boogie Pop Phantom), «Когда тебе больно - ты сможешь уснуть, но ты не сможешь уснуть, если причинишь боль другому» (FullMetal Alchemist).

Кроме этого большое значение в понимании сущности человека отдается такому понятию, как «равноценный обмен». Существование такого понятия во многом связано с синтоизмом, проповедуемым наравне с буддизмом в Японии. Например, в аниме «xxxHolic» утверждается, что, чтобы получить что-то нужно отдать что-то «Чтобы получить счастье требуется равноценное усилию - компенсация», т.е. «получая какое-то количество счастья, ты должен получить и равнозначное ему количество невзгод» и «идея состоит в том, то для наслаждения хорошим, необходимо пережить плохое».

Равноценный обмен используется так же в аниме и манга FullMetal Alchemist, только в немного видоизмененной форме. Там концепция равноценного обмена используется в рамках алхимического учения, так попытавшись создать гомункула, старший брат отдал за это ногу и руку, а младший все тело.

0

7

Антропология

Одной из центральных тем в аниме и манга также является тема войны и ксенофобии, они отражены практически во всех аниме и манга. С их помощью раскрывается сущность человека и его предназначение.

В качестве примера можно привести такие аниме и манга, как: Akira, Angel Sanctuary, Barefoot Gen, Blood – the last vampire, Blood Reign: Curse of the Undead Yoma, Blue Submarine # 6, Chobits, Chrno Crusade, Elfen Lied, FLCL, Fruits Basket, Full Metal Alchemist (1-51), Full Metal Alchemist Reflections, Full Metal Alchemist The movie – Conqueror of Shambala, Full Metal Panic The Second Raid: OVA-2, Full Metall Panic Fumoffu, Full Metall Panic The Second Raid, Full Metall Panic TV 1-24, Ghenma Wars, Ghost in the Shell, Ghost in the Shell II: Innocence, Ghost in the Shell Stand Alone Complex 2nd GIG, Ghost in the Shell Stand Alone Complex First, GunGrave, Gunslinger Girl, Hakkenden: Legend of the Dog Warriors, Half man, I wish you were here, Jin Roh: The Wolf Brigade, Jubei Chan, Kai Doh Maru, Kaze wo Mita Shounen, Laputa. The Castle in the Sky, Last Exile, Memories, Metropolis, Mirage of Blaze, Nausicaa of The Valley of the Wind, Neon Genesis Evangelion, Neon Genesis Evangelion – Death & rebirth, Neon Genesis Evangelion – The end of Evangelione, Noein, Noir, Now and Then, Here and There, Peace Maker, Princess Mononoke, Rah-Xephon, Rah-Xephon – Memories, Ruroni Kenshin - Meiji Kenkaku Romantan Seisohen, Rurouni Kenshin: Ishin Shishi no Requiem, Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan, Rurouni Kenshin: Tsuioku Hen, Sakura wars: the movie, Samurai Deeper Kyo, Shingetsutan Tsukihime, Spirited Away - Sen to Chihiro no Kamikakushi, Spriggan, Steamboy, Tactics, X, The Vision of Escaflowne, Wolf’s rain, Wonderful Days.

Это только некоторые из фильмов антивоенной и антиксенофобской тематики. Их гораздо больше.

События могут разворачиваться в любой исторический период, будь то наши дни, или период Реставрации правительства Мэйдзи (Rurouni Kenshin - Meiji Kenkaku Romantan Seisohen; Rurouni Kenshin: Ishin Shishi no Requiem; Rurouni Kenshin: Meiji Kenkaku Romantan; Rurouni Kenshin: Tsuioku Hen; Peace Maker), или это может быть период Сэнгоку Дзидай и последующая за ним битва при Сэкигахаре, или же война во Вьетнаме.

Несмотря на такие временные разрывы проблемы остаются все теми же, а противоядие для них ещё не найдено. Как отучить людей бояться неизвестного, как избавиться от ненависти, как подавить в себе низкие инстинкты к победе сильнейшего над слабым?

На эти вопросы не найдены ответы…

Ведь даже, если этот сильнейший победит, то не обязательно, что он окажется прав и когда-нибудь появится тот, кто сильнее его и тогда он испытает на себе все те тяготы, которые доставил другим, при достижении своей цели.

Эти проблемы актуальны и сейчас, ведь не зря им уделено столько внимания, будь то война в Ираке, или борьба с терроризмом. Насилие может порождать только ответное насилие и, когда все причины конфликтов перестанут существовать, тогда и только тогда человечество сможет забыть о войне,…но это вряд ли случиться. Возможно, создание всеобщей мировой религии поможет человечеству преодолеть свой вселенский страх и ненависть к отличным от него существам. Тогда исчезнут конфликты на религиозной почве, но останется множество других, от которых человечество сможет избавиться, только путем подавления своих неуемных желаний, порождающих воистину бессмысленные и ужасные страдания.

Единственной опасностью, которая может нанести урон анимеизму – это фанатизм, осмысленное восприятие, а не бессознательное создание идолов, вот что действительно может спасти нас от фанатизма.

0

8

Заключение

С истинно восточным мировосприятием, но в то же время с восприятием европейским аниме и манга демонстрируют нам различные космологические системы. Мы видим различные миры…

Но не везде добро остается полным победителем, чаще всего оно сочетает горечь потери с «радостью» победы, но и эта «радость» до краев переполнена печалью осознания тщетности бытия… в то же время эта горькая истина заставляет радоваться каждому моменту жизни, это заставляет искать красоту в каждом предмете, в каждом существе, в каждом человеке…

«Наивысшее счастье состоит в том, чтобы находиться на гребне, по одну сторону которого лежит поражение, а по другую победа».[14]

Именно это противостояние и позволяет нам понять истинное значение жизни.

На пути к истине человечество преодолело множество преград, принесло множество жертв, но эта истина оказалась не универсальной, она не подходит всем и вся, она не безразмерна. Она не может быть истиной для двух, трех, четырех совершенно разных существ, поэтому, имея эту истину, каждый человек перекраивает её на свой лад, что-то добавляет, смешивает, убирает…

Каждый человек по сути своей творец, пусть не бог, но все-таки творец…

Именно этому учит нас аниме и манга, это главная мысль, человек в любом случае должен двигаться вперед и развиваться, он должен творить – себя, окружающих, мир…

Человек не может свалить свои обязанности на других, он не может избежать наказания за содеянное зло, так или иначе оно настигнет его…

Так и мы не можем ни обращать внимание на явления, формирующие наше сознание, наше мировоззрение, их нужно учитывать, вбирать лучшее и оставлять худшее…

В этом суть человеческой жизни – вечное движение к идеалу, только качество идеала, зависит от самого человека…


Используемая литература, аниме, манга

1. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Издат-о: Локид-Миф, Москва, 2000 год; составители: В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер
2. Васильев Л.С. «История религий Востока», 1999год, изд-о «Феникс», Ростов-на-Дону, 4-е издание Москва, «Книжный дом «Университет»
3. Гришелева Л.Д. «Формирование японской национальной культуры (конец 16 – начало 20вв.)» Москва, 1986, Институт Востоковедения
4. Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. 1-е изд. Москва, Фонд развития кинематографии, 2000 год.
5. Румико Такахаси. «Ранма ½»: том 8, в 38 томах. – Издательский дом «Сакура-Пресс»: Москва, 2006.
6. «Тысяча журавлей: Антология японской классической литературы VIII-XIXвв.» перевод с японского – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 992 стр.
7. Японская поэзия Серебряного века. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 352 с.
8. А. Суворкин «Квантифицируя киберпанк», Vita Cogitans: Альманах молодых философов. Выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.245-252

Манга

1. “ARCANA” - Минекура Казуя, Коуга Юн, Хагасияма Кадзуко, Миканаги Тоя, Янэяма Сэцуко, Цугуми Нансё
2. “Chobits” – CLAMP
3. “Chrno Crusade” - Автор: Daisuke Moriyama;
Издатель: Asuka Comics, Carlsen Comics, Kadokawa Shoten, ADV Manga;
Производитель: Monthly Dragon Magazine;
Дата издания: Ноябрь 1998 - 2004;
Число томов: 8.
4. “Cowboy Bebop” – Yutaka Nanten
5. “Flower” – Higuri You
6. “FullMetal Alchemist” – Hiromu Arakawa
7. “Furi – Kuri” (FLCL) – Цурумаки Кадзуя - GAINAX – 1999
8. “Ginyumeika” – Tanemura Arina
9. “Haru wa Sakura” - HINO Matsuri
10. Hellsing – Kohta Hirano
11. “Ohoshisama ni sasemasen” – Watase Yuu
12. “Rurouni Kenshin” - Vatcuki Nobuhiro
13. “Tenshi no hitsugi” - Higuri You
14. “Wolf’s rain” – Сценарий “Bones”/ Нобумото Кэйко, иллюстрации Иида Тосицугу
15. “X” by CLAMP
16. “Elfen Lied” – Okamoto Lynn
17. “Inu-Yasha” – Rumiko Takahashi
18. “xxxHolic” – CLAMP
19. “Samurai Champloo” – Masaru Gotsubo
20. “Weiss – An Assasin and White Shaman” – Tsuchiya Kyoko
21. “Neon Genesis Evangelion” - Gainax

0

9

Полезная информация, Ссылки:

http://ru.wikipedia.org/wiki/манга
mangaproject.ru
manga.ru
vimanga.ru/manga
animanga.ru
leit.ru/Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу
world-art.ru/animation/лучшее [15]

Примечания:

1. Анимеизм – образовано от слова аниме (яп. [анимэ], от англ. animation [анимэйшн] — анимация; ср., нескл.) — японская мультипликация. Главное отличие от мультипликации других стран — бо́льшая часть выпускаемой продукции рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Авторский термин.
2. Т.Григорьева «Мурамацу, верящий в Россию» - D.Suzuki. Op.cit., p.287.
3. Т.Григорьева «Мурамацу, верящий в Россию»
4. Например, Т.Григорьева «Мурамацу, верящий в Россию» (Вот ещё некоторые работы Т.Григорьевой - «Иностранная литература»— «Читая Кавабата Ясунари» (1971, №8) и «И еще раз о Востоке и Западе» (1975, № 7)) - Она писала, что на Востоке «образный тип мышления обусловил особый культурный код, свое отношение к слову, он, видимо, связан с иероглифической письменностью, где на первый план выступает образ явления, а не его смысл. С той же закономерностью в другой части света стало развиваться понятийное, аналитическое мышление. И там и там было и то и другое, но акценты разные».
5. Например, учение о возможных мирах Лейбница.
6. Интерпретация квантовой механики, которая предполагает существование «параллельных вселенных», в каждой из которых действуют одни и те же законы природы и те же мировые постоянные, но которые находятся в различных состояниях.
7. Прочь, Сатана! (лат.)
8. Крестовый поход Хроно [2003] - Chrono Crusade, Режиссёр: Ко Ю, Автор оригинала: Морияма Дайсукэ
9. Аион - библейский термин для обозначения эпохи хаоса.
10. Фридрих Ницше – «Так говорил Заратустра».
"Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого - Friedrich Nietzsche"Also Sprach Zarathustra".
11. Волчий дождь [ТВ] [2003] - WOLF`S RAIN, Режиссёр: Окамура Тэнсай, Автор оригинала: Нобумото Кэйко
12. Ветхий завет, Бытие, глава 2 - Создание женщины (21-25).
13. Японский демон, людоед или любая другая сверхъестественная и неблагоприятная для человека форма жизни.
14. «Честь самурая» - Эйдзи Ёсикава.
15. Собраны выходные данные по аниме и манга

0

10

взято с http://leit.ru/

0


Вы здесь » ~Naruto world~ » ~Все об Аниме~ » Философские идеи современных феноменов японской культуры – аниме и др.